Развитие и обучение сотрудников

Значительная роль в системе развития кадрового потенциала Банка отведена непрерывному совершенствованию знаний и формированию навыков своих сотрудников, которое базируется на стратегических целях и бизнес-задачах подразделений.

В течение 2019 года сотрудники Банка проходили обучение по направлениям:

  • Профессиональное обучение, направленное на изучение продуктов, услуг, внутренних процессов, методов и технологий работы;
  • Профессиональное обучение, регламентированное Законодательством РФ;
  • Обучение коммуникативной, управленческой компетентности и бизнес-навыкам.

Повышение уровня развития знаний и навыков работников было организовано за счёт внешних и внутренних ресурсов.

В Банке реализовано и на постоянной основе проводится базовое обучение новых сотрудников бизнес-направлений, которые в дальнейшем приступают к работе с клиентами банка. Обучение основано на карьерных моделях и включает в себя основные аспекты работы сотрудников на соответствующих должностях. Обучение проводится как в очном, так и в дистанционном формате (дистанционные курсы, вебинары). Базовое обучение в 2019 году проводилось для сотрудников Розничного блока, Управления андеррайтинга, Управления по работе с просроченной задолженностью. В 2019 году различные программы базового бучения прошли порядка 2300 участников.

Важной составной частью проводимого обучения стало активное использование дистанционных каналов обучения и активное использование возможностей ПО Webtutor. В 2019 году дистанционные курсы были пройдены более 4200 раз, что на 20 % больше по сравнению с 2018 годом.

Ключевые программы развития сотрудников, реализованные в МКБ в 2019 году
Программы обучения Описание программы Результаты
Программа обучения сотрудников розничного блока Набор очных тренингов, вебинаров и дистанционных курсов по продуктам и продажам для сотрудников дополнительных офисов.
  • 1 801 участников очных программ
  • 3724 участника дистанционных курсов
  • Продолжительность программ - от 2 часов до 23 дней
Программа обучения сотрудников Управления андеррайтинга Набор базовых и модульных тренингов для новых и действующих сотрудников. В программу включено очное обучение и индивидуальная работа с наставником, а также регулярный срез для поддержания уровня знаний сотрудников.
  • 456 участников
  • Продолжительность курсов – от 2 часов до 14 рабочих дней
Программа обучения сотрудников Управления по работе с просроченной задолженностью Набор базовых и модульных тренингов для новых и действующих сотрудников. В программу включено очное обучение и индивидуальная работа с тренером и наставниками, а также регулярный срез для поддержания уровня знаний сотрудников.
  • 68 участников
  • Продолжительность курсов – от 3 часов до 4 рабочих дней

Кадровый резерв является площадкой по внутренней подготовке перспективных сотрудников к дальнейшему карьерному развитию. Резервисты проходят модульную программу развития компетенций. Все резервисты в 2019 году успешно прошли итоговую защиту, большая часть из них получила повышение до управленческих позиций.

В 2019 году система обучения бизнес-навыкам была основана на компетентностном подходе в соответствии с внедренной моделью общебанковских компетенций для сотрудников и лидерских компетенций для руководителей банка.

Были реализованы обучающие программы:

  • «Академия успеха МКБ», состоящая из 11 программ обучения по различным тематикам;
  • «Академия лидерства», состоящая из 4 программ обучения и развития лидерских компетенций;
  • Кастомизированное обучение сотрудников бизнес-подразделений навыкам продаж и переговоров, взаимодействию с клиентами.

Все вышеуказанные программы предоставляют возможность сотрудникам различных подразделений банка повысить свой профессиональный уровень, поработать над развитием корпоративных и управленческих компетенций, обменяться опытом с коллегами по банку. Всего в программах приняли участие 2475 человек. Участники программ высоко оценили уровень организации и проведения мероприятий – ​9,63 по 10-балльной шкале.

Ключевые программы развития руководителей и сотрудников
Программы обучения Описание программы
Программа «Эффективная обратная связь» (Академия лидерства) Программа направлена на изучение методов подачи обратной связи и их использованию для повышения эффективности взаимодействия и результативности сотрудников
Программа «Ситуационное лидерство» (Академия лидерства) Программа направлена на формирование знаний и умений у руководителей в применении методов ситуационного лидерства в эффективном управлении командой сотрудников
Программа «Основы эффективного управления» (Академия лидерства) Программа позволяет проработать структуру «Управленческого цикла» и основные функции руководителя
Программа «Создание и развитие команды» (Академия лидерства) Программа направлена на формирование у руководителей знаний и умений в области создания и развития команды своих подразделений для повышения эффективности деятельности
Программа развития управленческих компетенций для руководителей IT-подразделения Развитие навыков подбора персонала для руководителей IT-подразделения
Открытые программы «Академии лидерства» Серия краткосрочных тренингов, направленных на повышение профессиональных навыков и управленческих компетенций руководителей, а также площадка для обмена опытом с коллегами. Тематики тренингов: тайм-менеджмент, управление разными типами сотрудников, основы личной эффективности, эффективные коммуникации в команде, переговоры, проведение совещаний и др.
Открытые программы «Академия успеха МКБ» Тренинги по таким тематикам, как: деловое общение, личная эффективность, тайм-менеджмент, ораторское мастерство, и др.
Обучение высшего менеджмента

Обучение высшего менеджмента

Программа «Преемственность» была реализована с целью подготовки на позиции Членов Правления, передачи знаний, опыта и навыков сотрудникам, которые могут в будущем занять ключевые позиции, и вовлечения руководства Банка в развитие перспективных руководителей.

Сроки реализации – ​июнь 2019 – ​июнь 2020 года.

В рамках программы реализованы следующие этапы:

  • Отбор участников. Сформирован и утвержден Комитетом по персоналу список преемников (9 человек);
  • Прохождение оценочных процедур;
  • Проведение 1-го модуля программы развития и обучения.
Ежегодная оценка деятельности (Performance Management)

Система управления результативностью действует в Банке для обеспечения единых подходов к развитию сотрудников, к оценке деятельности и корпоративных компетенций работников, структурированию взаимоотношений между руководителем и его подчиненным, вознаграждению и удержанию работников внутри Банка.

В 2019 году в Банке осуществлен запуск системы Performance Management (PM). В рамках PM:

  • разработан и утвержден Регламент проведения ежегодной оценки;
  • автоматизированы все этапы системы;
  • все участники системы информированы и обучены проведению РM.

Разработан и внедрен полный цикл Рerformance Мanagement для сотрудников. Охват – ​порядка 1500 сотрудников.

В рамках цикла:

  1. Постановка целей:
    1. Формирование стратегии развития и целей банка на год. Декомпозиция и постановка задач по принципу SMART до уровня подразделений/сотрудников;
    2. Создание планов развития. Создание индивидуальных планов развития (ИПР) на основе поставленных целей
  2. Промежуточная оценка:
    1. Определение результативности сотрудников по итогам полугодия;
    2. Анализ реализации ИПР, подача обратной связи и корректировка целей.
  3. Подведение итогов оценки:
    1. Подведение результатов работы сотрудника за год, сбор обратной связи, в том числе по достигнутому уровню развиваемых компетенций, выставление рейтинга;
    2. Подтверждение его на комитете с вышестоящими руководителями и принятие управленческих решений, в том числе выплата переменной части вознаграждения.

Одним из ключевых действий в рамках РМ является составление ИПР.

Индивидуальный план развития – ​это перечень мероприятий с целью повышения эффективности работы сотрудника, развития корпоративных и профессиональных компетенций.

ИПР формируется на основании оценки компетенций и с учетом потребностей работника и компании, является элементом нематериальной мотивации; повышает лояльность и качество выполняемой работы. План может содержать не только повышение уровня знаний, но и ставить задачу по выполнению каких-либо специальных проектов.

Функции ИПР:

  • Является инструментом развития сотрудника;
  • Является элементом нематериальной мотивации;
  • Повышает лояльность и качество выполняемой работы.

Мероприятия, запланированные сотрудниками в рамках ИПР, являются основой планирования и реализации обучения в части:

  • тематик обучения,
  • разработки и актуализации программ,
  • расширения перечня программ,
  • привлечения и развития экспертизы в Банке.

Планы по развитию системы обучение в Банке на 2020 год:

  • Реализация программы обучения и развития для управленческого состава Банка;
  • Расширение тематики программ для сотрудников и руководителей управлений, отделов, групп для совершенствования знаний и бизнес-навыков;
  • Внедрение системы наставничества для сотрудников фронт-офисов Розничного блока;
  • Расширение современных инструментов дистанционного обучения (разработка и внедрение интерактивных дистанционных курсов, электронных тренажеров для развития навыков работы в программном обеспечении и др.).
Автоматизация процессов в части обучения и развития

Для повышения бизнес-эффективности функции управления персоналом основным направлением совершенствования является автоматизация HR‑процессов и диджитализация сервисов. Автоматизация процессов поможет ускорить сроки принятия кадровых решений и сделать HR‑сервисы более доступными для сотрудников.

Ключевым элементом системы является платформа Webtutor. В 2019 году мы автоматизировали процессы адаптации, обучения и оценки персонала. На конец 2019 года сотрудникам был доступен следующий функционал:

  • Адаптация персонала;
  • Оценка компетенций 360 для всех сотрудников и руководителей, а также полный цикл Рerformance Мanagement;
  • Обучение: выбор программ обучения, подача заявки на обучение, долгосрочное планирование, выбор форматов обучения;

В 2020 году запланировано расширение программ и форматов обучения, автоматизация процесса организации внешнего обучения, а также интеграция с модулем подбора персонала.

Alpina Digital (Электронная библиотека)

С 2019 года всем сотрудникам МКБ предоставлена уникальная возможность в любое удобное время суток и с любого устройства иметь доступ к электронной библиотеке Alpina Digital.

Книги сгруппированы по компетенциям МКБ. В электронной библиотеке представлено более 2000 деловых книг в текстовом и аудиоформате: саммари о менеджменте, маркетинге, лидерстве, личной эффективности. Среди авторов: Стивен Кови, Глеб Архангельский, Ицхак Адизес, Ирина Хакамада, Дэниел Пинк, Никита Непряхин, Ричард Брэнсон, Светлана Иванова и другие. Помимо этого, есть возможность просмотреть видеолекции по темам, изучить документацию по IT‑технологиям и прослушать электронные курсы.